История храма Тихвинской иконы Божией Матери села Ёгла

12На высоком холме деревенского погоста, на правом берегу реки, стоит красивый пятикупольный храм, воздвигнутый в честь иконы Тихвинской Божией Матери. Он отличается своей архитектурой от других церквей не только Боровичского района, но и всей Новгородской области. Место для храма наши предки выбрали так, что он, как бы устремляясь вверх в Небеса, хорошо виден со всех сторон. Внизу под обрывом шумит порожистая Мста.

Рядом с сельским кладбищем реки расположена деревня Ёгла, протянувшаяся на 3 км по обеим сторонам шоссе Боровичи – Опеченский посад. Своё название Ёгла (Иогла) получила от порога Иогла, одного из самых опасных Боровичских порогов, наименование которого происходит от слова «ёглить», «ботаться», — болтаться, метаться, падать с шумом. Так и ведёт себя Мста на этом пороге.

К середине 19 века Ёгла была самой большой деревней Боровичского уезда. В 1865 году в ней было 236 дворов, в которых проживало 1379 человек. Народ был верующий, но не имел своей церкви, где мог бы помолиться и обратиться к Всевышнему. Деревня относилась к Ровенскому приходу. Только в Спасо-Преображенском храме села Ровное всегда крестили, венчали и отпевали жителей деревни. Там же на ровенском кладбище двести лет их и хоронили, как и жителей других населённых мест прихода. Но кладбище было небольшое, население быстро росло, поэтому в середине 19 века образовался нынешний ёгольский погост.

По преданию, не подтверждённому документами, в начале 60-х годов 19 века мстинские воды принесли к берегу Ёглы список иконы Тихвинской Божией Матери. Жители, приняв этот Божий дар, построили в 60-х годах 19 века в честь сей иконы в центре деревни деревянную часовню иконы Тихвинской Божией Матери. Часовня располагалась на самом краю площади, слева от дороги, идущей из Боровичей. Около неё на двух высоких столбах с поперечиной наверху висел колокол, который созывал не только на молитву, но и бил набатом при пожаре. Часовню разрушили в конце 30-х годов 20 века. Тогда же на этой площади из брёвен часовни построили деревянный клуб.

Проект храма в с. Ёгла

Проект храма в с. Ёгла

По народным рассказам, не подтверждёнными историческими документами, барка некоего купца разбилась на порогах, при этом сам он получил тяжёлые увечья. Однажды услышал он о явлении списка чудотворной иконы жителям Ёглы и отправился к святому образу. Обратился он с молитвою, приложился к образу и дала ему Пречистая исцеление. После своего чудесного исцеления пожертвовал он средства на строительство каменного храма. Строительство храма началось в конце 60 годов. Строился он всем миром. Деньги жертвовали и дворяне, и купцы, и крестьяне. Кто гривенник, кто рубль, а кто и тысячу. Яйца для раствора кладки приносили жители окрестных деревень. А дети подносили строителям кирпичи.

В 1874 году строительство было завершено, храм освящён и включён в состав Ровенского прихода, священники которого и проводили в нем службы.

Тихвинский храм в Ёгле. Фото нач. 20-го века.

Тихвинский храм в Ёгле. Фото нач. 20-го века.

Наконец-то жители Ёглы получили свой храм.

25 сентября 1912 года в истории храма произошло важное событие. Свою родину посетил архимандрит Ионафан (1846 – 1915гг.). Он отслужил

Литургию в кладбищенской церкви д. Ёгла и панихиду на могиле своей матери при тысячном скоплении народа. Здесь, по словам настоятеля, он «ясно почувствовал радость небесную и осознал в душе, что души от нас отошедшие в вечность, обязательно присущи нам, живущим на земле». Родился архимандрит в Ёгле в семье крестьянина. В 1880 г. в Соловецком монастыре постригся в монахи. В миру он именовался Иван Баранов. Образование получил домашнее и в Соловецком монастыре. В 1889 году указом Синода направлен строителем самого северного в России Трифоно-Печенгского монастыря. По окончании строительства в 1896 году, его назначили архимандритом этого монастыря. Отца Ионафана уважали все архангельские губернаторы, многие из которых приезжали в Трифоно-Печенгский монастырь. Губернатор Сосновский Иван Васильевич писал: «Высокая полезная и глубоко симпатичная деятельность отца Ионафана является для него за последнее время источником немалых огорчений и неприятностей. Находятся такие недальновидные лица, которые вменяют ему в вину увлечение «мирским» делом в ущерб духовному. Между тем, если этот замечательный человек, вышедший из простых крестьян и обладающий, при безукоризненных нравственных качествах и строго монашеском образе жизни, светлым умом, железной волей, неисчерпаемой энергией, беззаветной преданностью Царю и Родине, и не стоит, быть может, на высоте всех требований канонических уставов, но приносит зато огромную пользу нашим государственным интересам на Мурмане, а потому и заслуживает деятельной поддержки правительства». Дважды отец Ионафан быть принят Императором Николаем II – в 1899 и 1907 году.

Но в 1938 году церковь была закрыта. Вскоре рядом с ней был образован лагерь управления НКВД №270 для репрессированных, а во время войны – военнопленных. Храм использовался для хозяйственных нужд лагеря, а после его закрытия в 1947 году, служил колхозным складом. В этот период произошло полное разрушение храма. Разобрали на кирпичи каменную звонницу, сняли с купола кровлю. Храм стал гибнуть.

Тихвинская икона Божией Матери приплывший по реке в 1988 г.

Тихвинская икона Божией Матери приплывший по реке в 1988 г.

…Но вот, наконец, пришло долгожданное знамение милосердия Божиего; пришло всепрощение, которое звало к пробуждению и покаянию окаменевшие души. Летом 1988 года по грозным мстинским порогам приплыл образ Царицы Небесной — Тихвинской Богоматери и пристал к берегу недалеко от места, где некогда красовался храм Ее имени. Образ этот — старинного, чудного письма — был довольно больших размеров. Местный житель поселка Петр поднял икону из воды и схоронил на чердаке в одном из домов. Кто мог подумать, что Сама Царица Небесная берет под покров Свой и судьбу храма, и живущих там? О иконе скоро забыли, но жизнь в поселке с того момента изменилась…

Прошло совсем немного времени и первая во всей округе, заговорившая о себе в полный голос, стала вновь организованная православная община в селе Ёгла. В самом начале 1990 года приход получает официальную регистрацию и разрушенное здание бывшей Тихвинской церкви. Для совершения богослужений община покупает дом в поселке и оборудует его под церковь. Но икона? О ней никто не помнит. Ее просто принесли в молитвенный дом вместе с другими иконами, принесли добрые старушки, которые искренне радовались открытию прихода.

В апреле 1990 г: молитвенный дом был освящен, а через два месяца на новый приход был назначен священник Николай Сергиевский — первый настоятель возрожденного прихода.

С 1996 г. по 2005 год настоятелем храма являлся священник Валерий Дьячков.

В 1999 году храм был восстановлен, а 24 ноября 2001 года архиепископ Новгородский и Старорусский совершил чин освящения возрождённой святыни. Рядом с погостом находится мемориал скончавшимся в лагере репрессированным советским гражданам и военнопленным разных стран.

С 2005 года по сей день настоятелем церкви является протоиерей Алексий Иванов.

За годы существования тысячи прихожан молились в храме, оставляя в нем частицу своей души. В этом его сила!